Grouper Networks
(с) Оригинал статьи на англ. языке доступен по этому адресу

Grouper Networks - это видеохостинг, www.grouper.com и поставщик решений для видеохостинга другим вебсайтам. В Grouper создали набор инструментов для создания видео в online и его распространения.
Grouper был поглощен компанией Sony в августе 2006 г. за $65M наличными, на тот момент он имел посещаемость приблизительно в 8M уникальных посетителей в месяц.

Ключевые факторы успеха.
Изменение направления развития продукта с peer-to-peer сети на web платформу.
Grouper запустил свой первый продукт, P2P сеть предназначенную для распространения media среди небольших групп, в октябре 2004 года.
Основатели, Dave Samuel и Josh Felser, были убеждены в феноменальном успехе пиринговых сетей, но этому не суждено было сбыться из-за проблем c авторскими правами в пиринговых сетях. Поэтому, продукт был сделан только для групп состоящих из 30 человек.

В апреле 2005г. в компании осознали, что online video становится все более важной частью интернет, и что P2P модель не создаст существенного бизнеса для компании. Grouper переделал продукт и перезапустил его в декабре 2005г. как сайт для хранения online video. Как результат, траффик увеличился со 100.000 до ~8M (по отчетам компании)
Потрясающее увеличение пользовательского восприятия наилучшим образом объясняется в нивелировании барьеров для вирусного распространения продукта. Судите сами: версия 1.0 ограничивала сеть 30 пользователями, а сначала, требовалось скачать ее. Это создавало трудности для пользователей в распространении контента. Версия 2.0 напротив, предоставляла пользователям просто делиться видео друг с другом.

Предложение простых утилит для возможности обмена.
После запуска версии 2.0 Grouper сделал акцент на простоте использования. Они использовали ключевые особенности из Flickr и других компаний создав API Grouper простым, функциональным и простым для интеграции в другие web сайты. Grouper стал одним из первых, если не самым первым, предложив постинг видео на Myspace в один клик, Friendster, и блоги.
Большинство сайтов, включая YouTube, генерировали html код для пользователей для вставки в их страницы - видеоданных. Вместо этого Grouper упростил процесс автоматической вставкой html кода по поручению пользователя. С виду это мелкое различие с YouTube на тот момент, привлекло большую аудиторию малопрофессиональных пользователей mySpace для постинга видео в их страницы.

Преследование двух целей: предложить сайт для потребителей и стать поставщиком технологии для других сайтов.

Во время роста собственного видеохостинга www.grouper.com, в Grouper разрабатывали видеохостинги для других online комьюнити, наиболее яркий пример - Friendster. Эти дружественные сайты помогли привлечь больше видеотраффика и спозиционировали grouper игроком на рынке видеорекламы в сети.

Технология создания распределенного видеохостинга - стала важным фактором в возникновении интереса у Sony, к поглощению компании. Другой интересный момент - технологии Grouper в области p2p приложений, не использовали технологии BitTorrent как в большинстве других p2p клиентов.

Примечательно, что Grouper смог эффективно реализоваться как сервис для потребителей так и как поставщик технологии видеохостинга. Большинство стартапов затрудняются достигнуть одной цели используя свои ограниченные ресурсы. В данном случае, компания хорошо финансировалась, т.к привлекла $4M в раунде финансирования прошедшем в Марте 2005 года.

Фокусирование на легальном контенте.
Предоставление контента без нарушения авторских прав - один из важнейших компонентов бизнеса Grouper, отличающий его от большого количества конкурентов. Эта стратегия усилила привлекательность компании для Sony.

Стратегия запуска.
Как упоминалось выше, Grouper достиг успеха на второй итерации развития своего продукта. Маркетинговые стратегии фокусировались на вирусном эффекте. Компания не имела формализованной программы маркетинга, хотя предпринимала усилия в создании PR. Grouper сделала акцент на вирусном распространении и тактике SEO оптимизации , которая также дала хорошие результаты.
В Grouper разработали инструменты SEO оптимизации и индексации видео , что дало большой рост траффика в то время когда интернет мейджоры, особенно yahoo, уже обзавелись собственным видеохостингом.

Наибольшим испытанием встретившимся на пути Grouper, было изменение с P2P приложения на публичный web бизнес.

В Grouper решили перефокусироваться на видео в апреле 2005 года, но не запускали версию 2.0 до Декабря того же года. YouTube был запущен в Июне 2005 года, располагая 6 месяцами до запуска компанией Grouper конкурирующего продукта.


Анализ Выхода.
До поглощения компанией Sony, в Grouper рассматривали возможность последующих раундов венчурного финансирования, а также получили term sheet (список условий) с оценками близкими к половине суммы выплаченной компанией Sony.
Ни одна из особенностей Grouper не была решающей в выборе именно их для приобретения:
1)легальный контент - совсем не трудно его также лицензировать на тех же условиях
2)траффик сайта в топ 15 среди других видеохостингов. Позади 200 преследователей, но все же впереди был YouTube и нескольких других.
3) P2P платформа понравившаяся Sony, могла бы быть ею создана менее чем за $65M
Но все вместе, эти факторы стали причиной того, что Sony выбрала Grouper своей платформой для усилий на рынке online video.

Коммент:
По-моему, главной причиной успеха этой компании следует считать не маркетинг, а достаточное венчурное финансирование. В случае Grouper, привлечь венчурное финансирование для основателей было очень просто, поскольку ранее был проект Spinner (радио в интернет), тогда они сделали OEM версию для Comcast, Yahoo, cnet. Spinner был поглощен AOL за $286M в акциях AOL в Мае 1999 г. Этот успех помог как привлечь seed капитал так и внимание Sony, с которой они работали во времена Spinner'a.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Be aware of "free" API when building any kind of your mash-up or start-up.

О работе с фрилансерами