Встречайте! Разбор успеха CraigsList!
(с) Оригинал статьи на англ. языке доступен по этому адресу

Craigslist непохож на другие компании. Он больше похож на публичный сервис, чем на сервис нацеленный на получение прибыли. Тем не менее, Craigslist в данный момент представляет собой online бренд, доминирующий в USA на рынке объявлений. По данным Alexa -- траффик Craigslist вырос более чем в 5 раз в 2006 году, относительно 2005 г. А также, расширил свое географическое присутствие до ~200 городов. Около 10M ежемесячных уникальных посетителей, и 3Млрд. просмотров страниц в месяц. Craigslist под номером 7 в рейтинге сайтов в США (и под номером 25 в мире) по данным Alexa. Что более важно для стартап тусовки, это один из первых сайтов построенных путем "word of mouth" маркетинга, а следовательно раскрученный -- практически даром. К делу.

Ключевые факторы успеха.
Craigslist завоевал огромную популярность больше руководствуясь твердыми принципами,
нежели точно проработанной стратегией. Три ключевых принципа Craigslist:
-- Культура доверия
Craigsist создает культуру доверия вокруг сайта, разными способами:
- Craig и штат Craigslist активно отвечает на email письма пользователей.
- Craigslist не делает никаких существенных изменений на сайте без первоначального анонсирования и получения обратной связи от пользователей.
- Craigslist активно вовлекает пользователей в разработку своего продукта.
Craig говорит, что не было ни одного популярного предложения, которое не нашло бы воплощения на сайте.
- Отсутствие баннеров на сайте содействует пониманию, что Craigslist создан не для получения прибыли.
- Пользователи это основной механизм для фильтрации неподходящего контента, а также объявлений с ошибочной категорией. Craigslist имеет некоторые защитные механизмы от публикования неуместного контента, но по большей части это делается пользователями - путем установки сигнальных "флагов".
- Последнее, домен в зоне .org воспринимается как не коммерческий сайт.
(примечание: Craig не считает, что большинство пользователей задумывается над этим)

Значимость социальных аспектов сайта для успеха.
Охарактеризовать сайт Craigslist только как сайт с объявлениями, значит оказаться в глубоком заблуждении. Развлекающее значение сайта для пользователей -- ключевой аспект. Люди часто посещают сайт, чтобы почитать рубрики "Casual Encounters", "Rants and Raves", "Missed connection". Время от времени пользователи посылают своим знакомым по email посты с сайта Craigslist. Эти не коммерческие рубрики очень важны по нескольким причинам. Послав туда пост, или ответив на пост из этих рубрик, пользователь позже возвращается туда, даже если не ищет аппартаменты или работу. Другие находят
в форуме возможность поделиться мыслями, то есть предоставляется "право голоса" в их комьюнити.
Это создает предпосылку использования сайта более часто чем повод продать или купить нечто.
Во - вторых, такие постинги воспитывают чувство комьюнити и доверия что формирует у пользователей бОльшую доверительность к комерчески ориентированным объявлениям.

Сайт прост для использования.

Craigslist проделал огромную работу по устранению барьеров встречающихся пользователям при отправке постов и просмотре сайта. Возможно ключевым решением в создании продукта был отказ от требования регистрации пользователей, таким образом возможны анонимные посты и просмотр. Простой, ориентированный на текст формат был также важен в эпоху dial-up соединений для обеспечения скорости загрузки сайта. Интуитивно простые инструменты для публикования постов пользователем - лежат в основе сайта.

Стратегия запуска

Считается, что Craigslist изначально начинался как email рассылка, она распространялась исключительно путем устных рекомендаций. Craig изначально начал Craigslist для информаирования друзей о предстоящих
техно- или арт- событий в Сан-Франциско. Как только количество пользователей возросло Craigslist превратился в website. Craig изначально наименовал сайт "События в SF", но друзья подбодрили Craiga назвать сайт Craigslist, так же как и называлась первоначальная рассылка. Контент сайта расширился от событий к объявлениям по рубрикам, полный перечень которых предлагается сегодня. Craig добавит новый город в Craigslist, когда поступит достаточное количество просьб от пользователей - добавить город.
В основном, своим ростом Craigslist обязан удивительному количеству положительного PR, в дополнение к устным рекомендациям.

Аналитика выхода.
Craigslist остается собственностью его основателя, счастливого созданием хорошей жизни для своих работников, без необходимости создания экстравагантной прибыли. Craigslist генерирует от $10 - $20M прибыли (в год) и содержит штат в 19 человек. (Данные от основателя). Craigslist генерирует прибыль за размещение объявлений о работе в некоторых крупных городах (SF, Los Angeles, NY).
Craig отклонил множество предложений о поглощении, с различными оценками, от очень состоятельных людей. CEO Craigslist - Jim Buckmaster считает , что сайт вероятно стоит 10х от дохода генерируемого сейчас.. Итак, сколько стоит Craigslist?
Предположив, что они могут делать $200M выручки при 40% чистой прибыли, а также используя мультипликатор EBITDA как у Ebay, стоимость компании составит ~$2,4 Млрд. Маловероятно, что Craigslist будет продан за цену меньше $1 Млрд, (столько он стоит сейчас), а скорее всего за значительно большую сумму.

eBay наиболее логичный покупатель, в подтверждение этого, они уже сейчас владеют 25% капитала компании.

Дискуссия
Успех Craigslist привлек как больших парней (eBay, Google, MSN) так и стартапы (LiveDeal, Edgeio, Oodle) также предлагающих размещение online объявлений. многие из них используют Web 2.0 технологии и стратегии, когда Craigslist по-прежнему остается верным своей простой философии и дизайну.

Маловероятно, что эти компании "подорвут" Craigslist по простой причине -- сформировавшегося комьюнити вокруг сайта, которое трудно реплицировать.

Примечание: имхо, очень важный момент для стартапа иметь уникальное конкурентное преимущество -- в технологичных стартапа это труднее всего создать и поддерживать -- другие компании либо ушли далеко вперед и новые разработки в этих областях дорогостоящи (процессоры, электроника, софт) либо очень быстро построят дублирующую или более передовую технологию на основе вашей. Третий вариант в том, что они попросту не остановятся патентами, и сделают полный дубликат вашей продукции (о.Тайвань не соблюдает международное патентное право). Но в интернет - сервисах, никто не сможет реплицировать полезный положительный опыт пользователя удовлетворенного вашим сервисом. Формирование лояльности пользователя -- лучший способ конкурировать в Интернет.

Возвращаясь к Craigslist: Лояльность пользователей которая формировалась в течении 10 лет, это крепкая защита для сайта.

представляется, что у конкурентов имеется 4 стратегии для дифференциации:
1) Предложить ввести "Репутацию пользователя" и запретить анонимные посты.
2) упростить для пользователей отправку объявлений
3) использовать иную бизнес модель, без платы за объявление.
4) предложить бОльшее количество постов/объявлений.
Представляется, что стратегия номер 1, окажется выигрышной. Что представляет собой бОльшую ценность -- Рейтинг пользователя/данные для обратной связи или возможность остаться Анонимным?
Для некоторых категорий это более существенно, и тут можно конкурировать с Craigslist.
(Разработке стратегии на основе стратегии конкурента, был посвящен один из моих более ранних постов в этом блоге, данный случай -- иллюстрация как можно использовать метод старины Портера)

Бренд&PR
Успех бренду Craigslist способствовал положительный PR:
Вот одни из самых известных публикаций:
Craigslist – On the record: Craig Newmark (November 2004) – SF Gate
The Rise of Craigslist and How It’s Killing Your Newspaper – New York Magazine
This one is really old, but gives great insight into how to create an online community. Are You on Craig’s List? (Winter 2000) – Fast Company

Комментарий
Craigslist: На протяжении 10 лет формировался бренд... Скорее всего вреди нас, есть много людей желающих за 1-2 года сфорировать комьюнити. Недавно я ознакомился с фактом "Медленного старта". PR часто не дает мгновенного эффекта, все начинается с незначительной публикации в профильном издании, затем в изданиях с бОльшей и менее конкретизированной аудиторией и тд. На построение комьюнити требуется "Время и терпение" (Craigslist,iStockphoto). Примерно то же, актуально для построения бренда.
После старта, и начала публикаций, казалось бы нелогично сдерживать в дальнейшем количество публикаций и "придерживать" информацию при повышенном внимании прессы. Но с некоторого момента придется это делать, если не хотите, чтобы внимание и интерес угасли. Кто помнит Тамагочи? Кто помнит комьюнити тамагочи? Не спорю, оно было (возможно и есть.. но когда вы его последний раз видели?) А Harley Davidson? Наверняка вы видели не раз, одно из локальных комьюнити этого бренда. Вот вам пример, тамагочи прошли, харлей - нет. Как говорится "Почувствуйте разницу".

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

О работе с фрилансерами