Take it easy или тут рыбы нет!
Пост для чашки кофе и трека Mika - Relax (Take it easy).
Аннотация: продолжение мысли - в России VC нет и разбор успеха одного стартапа.
(если вы здесь впервые, или некогда погружаться в венчурное финансирование, листайте до start-up success)

Прошедшая неделя отметилась следующими событиями:
  • посещением и подготовкой переезда в Москву,
  • получением вежливого отклонения от "венчурного" инвестиционного фонда под мотивировкой, что мой проект находится на ранней стадии развития (а то я сам не знал! :).
  • глубоким инсайтом о том, как продвигать глобальные постиндустриальные проекты.

А теперь об этом и другом чуть более подробно:
-- с января я буду проживать и трудиться в городе-герое, так что если у вас есть, что сказать на тему PR, WEB 2.0, Интернет, кастамерских сервисов, Start-Up, поиск источников финансирования, etc - вы сможете сделать это лично, are you wellcome, new relations в этих вопросах всегда имеют синергетичный эффект.
-- получая отказы от русских "венчурных" инвесторов не надо считать, что вы виноваты, что ваш проект нежизнеспособен, поверьте, если в нем чуть больше смысла, чем в проекте по продаже собачьего корма через интернет (pets.com помните, yeah?), то вполне вероятно, что он легко получил бы финансирование в одном из 600 венчурных фондов в силиконовой долине, в десятке фирм в Бостоне, или в Израиле. Просто надо принять как данность, что в России будет свой специфический венчурный процесс - с русским менталитетом, восточной хваткой, американским расчетом, и с мизерными оценками.

Более того, у меня есть глубокая мысль на данный счет -- причинно - следственная связь в России обратно американской (вы не удивились, правда?). Да-да, причина и следствие, как и следовало тому быть, в России обратные американским. На западе: Причина - гениальная идея, следствие -- венчурное инвестирование этой идеи -- а уже после успех!.

В России: вы сначала должны добиться Успеха - затем Вам предложат венчурное финансирование.

Разумеется! На западе тоже есть проекты прошедшие жесткий bootstrapping, но мне кажется, что это лишь по той причине, что авторы поленились, как следует поискать венчурного инвестора, или ангела. Или у них не было на это времени.

Тут рыбы нет!
Все разговоры в России о венчурном финансировании, о тех, кто его "дает", о том, как его "брали" - напоминает разговор про подростковый секс -- все об этом говорят, но никто этим не занимается. (сейчас не идет речь об исключениях, только подтверждающих правило, вроде кептивных вливаний, и точечных инвестициях -- речь об индустрии VC)

Более того, меня настораживает другой аспект привлечения денег в России, а именно проблема Выхода. Недальновидно инвестироваться здесь, поскольку возможности и связи, местных VC на западе  незначительны, и к крупным стратегическим инвесторам или на АйПиО они не приведут. Более того, один из самых крупных рынков мира - североамериканский, придется осваивать самим.

Сейчас, мне представляется вероятным следующий сценарий -- вливание ангельских денег, получение  образца, узкого круга клиентуры, и роад шоу по западу, так как сделали в a4vision.com. Затем русский ангел исчезает -- получив откупные от иностранного VC и фирма благополучно мигрирует.

Мир, черт возьми, изменился.

За последние 8 лет мир венчурных инвестиций удивительно преобразился, теперь ценность финансовых  ресурсов падает, инвесторы становятся все менее нужными, на фоне роста основных мейджеров IT рынка по всем отраслям (а новых широких отраслей без явного лидера не так уж и много) становится возможным  директ контакт с потенциальным покупателем фирмы, а также на фоне повышения требований к листингу на
биржах - АйПиО становится редким событием, остается один вопрос -- что может дать VC?
Присовокупите сюда тот факт, что инфраструктурные возможности (софт, каналы, мощности) можно купить  дешево или даром (opensource - аминь), а, положив руку на сердце признайтесь, что, уйдя небольшим  коллективом в неоплачиваемый отпуск на 3-4 месяца (ознакомьтесь с успехом ariba.com, colloborative)  вы не разоритесь, представьте себе --- возможен реальный бутстреппинг!

Если вы считаете, что инвестор поможет в раскрутке проекта и что для этого требуются большие деньги
-- то ознакомьтесь с тем фактом, что бренды формирует PR, а не реклама. Вирусный маркетинг -- можно отнести сюда же, к PR. PR - дешев, реклама - дорога. Реклама нужна на более позднем этапе, когда человек сформировал представление, реклама будет оборонять позицию бренда. Это "оборонительное оружие", вроде щита. Разве нет на свете большей глупости, чем атаковать щитом? Им можно оглушить, вызвать временную потерю сознания (хотя смотря как ударить), но человек со временем забудет, А PR это
меч из холодной стали пробивающий прочную оболочку человеческих ценностей и освобождающий место для вашего бренда. Далее, когда место в уме клиента завоевано -- ("вкус праздника","пей легенду"..)  рекламируя и подчеркивая преимущества мы даруем бренду щит, который будет защищать за этим брендом  place in the mind потребителя.

Кстати, вот почему новые категории товаров наиболее успешны -- место
для них никем не занято, они быстро запоминаются. Вот почему лидерство всегда очень много значит на любом рынке.

А теперь, чтобы Вас повеселить, очередная история успеха стартапа. enjoy!

Start-Up Success.
(с) Оригинал статьи на англ. языке доступен по этому адресу

Почему iStockphoto?

iStockphoto это одновременно и online комьюнити для фотографов и источник
высококачественных,доступных по цене, фотографий. На октябрь 2006, библиотека фотографий в iStockphoto содержала ~1,1 миллион изображений предоставленных более чем 23000+ фотографами.

В 2006 году iStockphoto ожидает продать от 10 до 12 миллионов фото лицензий из этой библиотеки, по ценам от $1 до $40 за изображение. Успех iStockphoto в открытии нового рыночного сегмента на рынке фотоуслуг.

Обслуживающий потребителей избегающих дорогостоящих фотографий из библиотек вроде Getty Images и Corbis. Успех предприятия привлек внимание Getty Images, которая поглотила iStockphoto за $50 mln. наличными в феврале 2006 года.

Для меня лично, персональный интерес рассмотрения iStockphoto состоит в том, что полтора года назад я подписал многостраничный договор на представительство испанского ресурса photo-key.com в России, специфика ресурса аналогична с рассматриваемой нами компанией.

После русифицирования сайта я взял паузу, в связи с разгулом пиратских dvd с фотоклиппартами и неупорядоченностью в законодательстве об авторских правах.

Вся информация получена из источников внутри компании и репрезентативна.

Ключевые факторы успеха.

Предложение бесплатной альтернативы для ранее дорогих услуг.

iStockphoto организовала рынок по продаже высококачественных фотоизображений по экстремально низким ценам. Инновация iStockphoto в предложении всех своих фотографий как роялти-free доступных для скачивания по Internet. (Заплатив один раз - вы наделяетесь правами использования фотографии по своему усмотрению - исключая права на прямую перепродажу и права авторства).

Бесплатное Лицензирование высококачественных фотографий - изменило правила игры на рынке фотоизображений в 2000 году (позднее появится цена за фотографию). iStockphoto впервые установила дистрибьюцию фотографий от любителей и малопрофессиональных фотографов для широкой общественности.  iStockphoto также драматично уменьшила стоимость фотографий для массы клиентов (графические дизайнеры, малый
бизнес, социальные организации.. и тд) что не делали традиционные поставщики библиотек фотографий.

С увеличением популярности iStockphoto, затраты на хостинг и каналы для сайта росли пропорционально.
Например решая вопрос как оплатить счета на $10.000 в месяц, Bruce открыл дискуссию на сайте сообщества iStockphoto, предлагая решить данный вопрос сообществу. В феврале 2002 комьюнити решило установить стоимость 0,25$ за фотографию для покрытия основных издержек сайта, с возвратом 20% к фотографу.

iStockphoto двигался через несколько итераций собственной бизнес модели, но продолжал предлагать фотогрфии по относительно низким ценам. Первая иетрация случилась в 2004 году, когда iStockphoto официально стал коммерческой структурой. На тот момент iStockphoto установил 1,2 или 3 "кредита" ($0.50 за кредит) за фотографию различного размера, предлагая 20% комиссионных фотографу.

Сейчас, iStockphoto предлагает фотографии по множеству цен и комиссионным процентам для фотографов.
Например: фотографии предлагаются за 1,2,3,5,10,20 или 40 кредитов ($1 за 1 кредит). Комиссионные
различаются от 20% до 40% основываясь например на гарантировании для iStockphoto эксклюзивных прав на
фотографии.

Взращивание лояльности и активности комьюнити.
iStockphoto стартовал как любительский сайт его основателя Брюса Ливингстона(Bruce Livingstone) и таким оставался несколько лет. Факт того, что iStockphoto не создавался как бизнес - предприятие с самого начала - огромный фактор в его успешности. много общего в старте другого популярного online комьюнити Craig List с iStockphoto. Как и Craig Newmark's влиявший на CraigList, так и Брюс влиявший на iStockphoto комьюнити, всегда были основными пользователми своих сайтов и заботились о своих  пользователях.

iStockphoto сознательно работал с комьюнити день за днем, через форумы, email, и лицом к лицу на встречах. iStockphoto имел множество online форумов где пользователи могли задать вопросы и получить поддержку от опытных пользователей. Во - вторых, в iStockphoto была возможность предоставления очень быстрых ответов по email на вопросы пользователей. Даже CEO - Брюс обычно тратил время на отправку
email пользователям с целью оказать помощь.В третьих, iStockphoto поддерживал серии фотографий под названием iStockalypses, где пользователи могли фотографировать интересные места и делиться сведениями о снимках. (Flickr тоже самое? почти, flickr готов показать фотографию высокого разрешения пользователя платящего за фотохостинг, либо фотографию экранного размера для пользователя бесплатной
версии.

iStockphoto - делал это за деньги просматривающего, если ему хотелось купить данную
фотографию.)

Сайт имел много возможностей по обучению пользователей его воможностям. Показывал различную статистику, и был прозрачен относительно того сколько членов на сайте, сколько фотографий загружено и
число оплаченных скачиваний. Это предоставило новым пользователям возможность поучиться успеху у опытных пользователей. Принимались только фотографии проходящие тест на качество, что создавало у пользователей положительное ощущение причастности к избранным, и данный процесс косвенно влияющий на улучшение навыков в фотографировании, создавал у пользователей ощущение что они "заслуживают,
зарабатывают" свое местно в комьюнити.

Появление низкобюджетных SLR цифровых камер.

Зимой 2003 года, Cannon Digital 6.3 мегапиксельная камера стала доступна по ценам до $1,000. Юрбс и Патрик увидели в этом поворотный момент для iStockphoto потому что они могли создавать высококачественные снимки. iStockphoto оказался в отличной позиции для капитализации усилий через инфраструктуру над которой они работали насколько предыдущих лет.

Стратегия запуска и маркетинг
iStockphoto изначально был любительским сайтом. Созданным в мае 2000 года Брюсом Ливингстоуном.
Брюс создал сайт для публикования собственного портфолио. изначально содержащий 1,600 фотографий созданных Брюсом доступных для бесплатного скачивания, сайт, привлек внимание других фотографов также желающих поделиться собственными коллекциями. Эта трансформация заняла 6 месяцев с момента запуска, создала комьюнити фотографов делящихся фотографиями.

Брюс изначально продвигал свой сайт устным рекламированием, рассказывая друзьям по email, Один из друзей Брюса, web дизайнер, гуру Jeffrey Zeldman помог раскрутке сайта упомянув о нем в своем блоге и используя фотографии с сайта в журналах вроде Macworld. Влияние Mr. Zeldman в комьюнити дизайнеров и фотографов, сильно способствовало в раскрутке сайта как бирже royalty free фотографий.

С эвлюционированием комьюнити его база фотографов стала основным двигателем маркетинга. Рекламируя свои собственные фотографии на сайте, фотографы создавали паблисити и вирусный маркетинг для сервиса.
Сайт предлагал им некоторые интересные маркетинговые инструменты -- такие как бесплатные, настраиваемые визитки, для помощи в собственной раскрутке их фотоколлекций. Сеодня сайт имеет 23,000 фотографов которые составляют краеугольный камень в маркетинговых усилиях.

На своем более позднем жизненном цикле, сайт начал рекламироваться в Интренет, в печати, и на выставках.

Exit analysis

Аналитика Выхода.
iStockphoto мог продолжать свои операции в течении многих лет, за счет денег генерируемых на продаже фотографий. Тем не менее, в конце 2005, компания решила привлечь около $10 mln для обеспечения последующего роста, включая $3 mln на развитие аппаратного обеспечения. С новыми потребностями в капитале, управляющая команда впервые решила привлечь венчурное финансирование. После получения term sheet от VC, менеджмент засомневался в том, что это лучший выбор для компании, потеря контроля над продуктом, забота о комьюнити.. Поэтому Брюс решил отыскать другие варианты, контакт с Джонатаном Клейном, CEO компании Getty Images. После позитивных оценок стратегии и культуры компании, она была продана Getty Images в феврале 2006 года за $50 миллионов наличными. Эта оценка выше чем оценка предложенная VC.

P.S: к слову, оба - Patrick и Bruce поклонники Guy Kawasaki. С 2003 года, он является персональным наставником управляющей команды iStockphoto. наличие великих людей в менторах - критически важно для успеха компании, но лишь частично для старт-апа.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Be aware of "free" API when building any kind of your mash-up or start-up.

О работе с фрилансерами