Как научиться мыслить масштабно?

Время от времени, когда есть лишняя минутка, я задаюсь занятными вопросами вроде того, что в заголовке: "Как научиться мыслить масштабно?"

Я задаю его себе в слух и погружаюсь в размышление, но как то не очень стройно получается и мысли скачут вокруг предмета вопроса. Вдаваться в подробности, что такое мышление и как оно происходит я думаю не стоит, всем и так известно, что мышление это сознательный, четко управляемый поиск, с четко определенной целью. Отсюда возникает предположение - чтобы научиться масштабно мыслить - нужно вообще в принципе научиться целенаправленно мыслить, а во вторых, следует цель мышления задавать масштабной. Впрочем, если цель не масштабная - то и мышление не может быть масштабным. Скажем вам надо решить дифференциальное уравнение, вы его решаете - находите класс решений. Вы целенаправленно мылили, но разве масштабно?

Иной раз, в ходе моих пятиминутных рассуждений, у меня мелькает ощущение - что "мыслить масштабно" - это игра слов - не имеющая сама по себе сути. Это лишь характеристика самого акта - мышление. У которого есть цель, и вот когда цель сама по себе велика, грандиозна, масштабна(!) - тогда и возникает масштабное мышление.

Следует понимать, что мышление путем оперирования терминами языка является вербальным мышлением, имеет свои законы и логику. В таком случае, если рассуждать о масштабном мышлении в рамках вербального - то это формальные объекты, логические термины, и символы - несущие отпечаток масштаба.

Так ли нужно иметь масштабное мышление? Вспомним героя Ильфа и Петрова из "12 стульев" - Остапа Бендера о проведении шахматного турнира в Нью Васюках!
Да уж, яркая иллюстрация случая, когда масштабное мышление идет во вред.

Впрочем, все зависит от контекста, если вы имеете масштабное мышление т.е готовы сравнить мысленно разные сущности, отметить их порядки, и соотношение и выбрать более масштабный - то можно ли будет про вас сказать, что вы имеете масштабное мышление?

Проиллюстрирую на примере, допустим два человека решили открыть бизнес, один мастерскую, другой фаст-фуд (например D&Donuts), кто из них мыслит более масштабно?

Определенно тот, чей выбор основан на масштабном мышлении.
Практика показала, что масштабным будет скорее фаст фуд (вы помните хоть одну сеть сапожнических мастерских?)
А почему?
Полагаю что штука в том, что тот открывший фастфуд в процессе целенаправленного мышления с целью создать крупный бизнес - намеренно рассматривал элементы подлежащие масштабированию, то есть анализировал идею и искал масштабируемые звенья. Персонал? Легко - можно сделать центр по обучению. В обеих идеях. Технология? - да в фаст фуде она легче воспроизводится (а это и есть акт масштабирования, наравне с интенсификацией производства - скажем увеличением мощности конвеера). И пожалуй самое решающее значение имеет потребность - в фастфуде она по истине масштабна. Попросту рынок шире. Таким образом, я прихожу к выводу, что в области коммерции для того, чтобы мыслить масштабно - надо смотреть на объем рынка, прежде всего, а затем на потенциал объема рынка. Ведь технология для масштабирования любого бизнеса рано или поздно отыщется, а новый рынок не случится.

По прежнему в поисках ответа на свой же вопрос "Как научиться мыслить масштабно?"
обращаюсь к Вам:
1) Видите Вы пользу в масштабном мышлении и если да - то какую?
2) Какие приемы и методы позволяют мыслить масштабно?
3) Как научиться мыслить масштабно?

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

О работе с фрилансерами